Вячеслав Ковеленов, почётный работник ЖКХ России., 21 April 2016 Экономика
Зигзаги капремонта
Написать автору

По итогам 2015 года Росстат сообщил, что численность населения РФ с доходами ниже прожиточного минимума выросла по сравнению с предыдущим годом до максимума за девять лет: до 19,2 миллиона человек с 16,1 миллиона. А по словам вице-премьера РФ по социальной политике Ольги Голодец, число бедствующих россиян на конец 2015 года достигло 22 миллионов человек.  Падение платёжной дисциплины населения в Ульяновске косвенно подтверждает рост этой тенденции и у нас в регионе. Что не удивительно только лишь потому, что жизнь ульяновцев даже на законодательном уровне вписана в параметры, которые можно назвать «за чертой бедности»: прожиточный минимум - 7900 рублей при минимальном размере оплаты труда в 6500 рублей. Это как в анекдоте: «Жарь рыбу! А где рыба? А ты жарь!» Печально признавать, что прожиточный "паёк" занижен для страны, считающей себя третьей экономикой мира. И, может быть, пора гуманитарную помощь, в частности, оказывать в границах Российской Федерации, направляя ее на улучшение жизни своего населения.

Несмотря на исключительную важность вопроса, трудно убедить нищих людей в том, чтобы они выступали меценатами и кидали деньги в костёр инфляции под названием "отложенный капремонт". 

При этом отдуваясь зачастую за государство, ведь статья 16 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гласит: «Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда».

Текущие ремонтные работы, как и капитальные, в многоквартирном доме производятся только по отношению к общему имуществу и не решают проблемы и не устраняют неисправности, которые находятся на территории чьей-либо квартиры, за исключением транзитных сетей (стояков) отопления, горячего  и холодного водоснабжения, канализации и электроснабжения и т.д.

  Общее имущество жилого дома - это подъезд, лестничные марши, лифтовые и иные шахты, коридоры, чердаки, крыши, технические этажи, подвалы; несущие и ненесущие конструкции; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры; территория (прилегающие к жилым зданиям участки в пределах границ, зафиксированных в кадастровом плане, на базе которого платится налог на землю).

  Ремонт многоквартирного дома (МКД), то есть его общего имущества, подразделяется на два больших подраздела:

 -текущий ремонт;

- капитальный ремонт.

Техническое обслуживание жилого здания - согласованный и утверждённый жильцами дома комплекс работ по поддержанию исправного состояния элементов здания и заданных параметров, а также режимов работы его технических устройств - регулировка системы отопления и т.д.

Текущий ремонт здания - ремонт здания по утверждённой жильцами дома смете, в основу которой положена визуальная диагностика, с целью устранения неисправности     конструкций здания и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей  на основе оценки их реального технического состояния при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. 

Действующее жилищное законодательство не устанавливает четкого регламента по эксплуатации многоквартирных домов, но минимальные параметры продолжительности эффективной эксплуатации зданий представлены другими законодательными актами.

К примеру, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации покрытия крыш из рулонных материалов (рубероид по битумной мастике) составляет 10 лет, из шифера – 30 лет, из керамической черепицы и базальта–  60 лет; минимальная продолжительность эффективной эксплуатации чугунных трубопроводов канализации составляет 40 лет, пластмассовых - 60 лет, стояков отопления и водоснабжения - 25 лет и т.д.

При временных разрывах в межремонтных циклах в 20-25 лет экономически нецелесообразна аккумуляция средств на капремонт  при существующих темпах инфляции и скрытой девальвации национальной валюты. Движение в этом направлении по предложенной схеме - это финансовое безумие, во-первых.

А во-вторых, деньги собственников  конкретного  дома  не  должны тратиться  на  ремонт  других  домов. Кроме того, если  капремонт  не был сделан на момент приватизации жилья, производить его, повторюсь, должно государство в соответствии со ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"

В мире существует общепринятая  практика  финансирования финансово ёмких проектов, каковым является капремонт дома -  это кредитование  под утверждённую жильцами  дома смету. Эта схема минимизирует финансовые потери,  которые неизбежно  и  кратно  возрастут  (при  существующем уровне коррупционности)  при "котловом" сборе средств  на капремонт, цель которого - выполнить  обязательства  перед  одними гражданами за счет других, то есть своеобразный  это аналог печально известной финансовой  пирамиды  Мавроди.  Деньги конкретных владельцев   квартир  направляются  региональным операторам ,  где  они  обезличиваются  и  владелец  средств  теряет над ними контроль,  по сути  люди  платят  за  ремонт  чужого  имущества,  что вряд  ли конституционно, да и не вяжется с положениями Гражданского Кодекса РФ.

В целях же поддержки небогатого населения страны государство обязано поддержать население через Сбербанк беспроцентным  кредитованием на проведение капремонта жилья за счёт инвестиционных ресурсов и прибыли госкорпораций,   называемых "национальными достояниями".

И, конечно, оптимальным способом улучшения экономической среды и снижения социальной напряжённости вокруг ЖКХ является сегодня создание государственного механизма регулирования цены (размера платы) за жилищные услуги. Минимальную цену на эти услуги в каждом регионе должно устанавливать государство с помощью регионального регулятора, к примеру, Регионального департамента по регулированию цен и тарифов с разработкой стандартов комитетом ЖКХ администрации города на жилищные услуги, необходимых для поддержания безопасных условий проживания в доме.

  И не исключено, что системная оппозиция, дистанцируясь критикой правительства по вопросам тарифной политики в сфере ЖКХ и, в частности, по источникам финансирования капитального ремонта жилого фонда в стране, пойдёт в том числе и под этим флагом на сентябрьские парламентские выборы, используя протестные настроения населения по этому жизненно важному вопросу.

Фото: Дмитрий Минаев.

Написать автору

Отправить сообщение