After falling in replica handbags love with Beatrice,gucci replica handbag Pierre immediately worked hard. In 2009, after dropping out of college, he took over a hermes replica handbags construction company founded handbag replica by his father and became a replica handbags major shareholder. Later he became the vice president of the Monaco Yacht Club. Personally, it has reached 50 million US dollars.
Вера Петрова, 4 April 2019 Культура
Советником Ататюрка был симбирянин
Написать автору

29 марта в выставочном пространстве Большого зала Ленинского мемориала открылась третья, заключительная, часть выставки «Символы эпохи. Люди, изменившие мир». Временная экспозиция посвящена Мустафе Кемалю Ататюрку, основателю и первому лидеру Республиканской народной партии Турции; первому президенту Турецкой республики, основателю современного турецкого государства.

Музей Ататюрка в Стамбуле предоставил для выставки уникальные фотографии из своих фондов, среди которых редкие снимки Мустафы Кемаля – командира отряда во время итало-турецкой войны (1911-1912), а также фотографии времен Первой мировой (Дарданелльской операции), материалы, отражающие деятельность Мустафы Кемаля во главе национально-освободительного движения, приведшую к созданию нового, республиканского, государства.

«Отец турок»

Персона Мустафы Кемаля Ататюрка вызывает ожесточенные споры среди мусульман. Одни считают, что он - спаситель турецкой нации, другие обвиняют его в развале халифата и борьбе против Ислама. 

Мустафа Кемаль родился в городе Салоники (ныне территория Греции) в 1880 или 1881 году в семье лесоторговца. Его мать Зубейде-ханум настаивала на религиозном обучении для сына, отец же  планировал дать Мустафе хорошее светское образование. В конце концов, мальчик был отправлен в медресе, правда, пробыл там недолго, и вскоре начал посещать светскую школу. После смерти отца средств на учебу стало не хватать и Мустафа был вынужден не только покинуть школу, но и вместе с матерью перебраться в сельскую местность.

Молодой человек сделал выбор, предопределивший и его дальнейшую жизнь, и жизнь десятков миллионов людей. Мустафа решил стать военным. Османская империя вела непрекращающиеся войны, и армейское сословие имело особенную важность. Поступить на службу – не только способ трудоустроиться, но и возможность получить хорошее бесплатное образование. В 1902 году Мустафа закончил военную академию. В 1905 году после окончания военного колледжа поступил на службу в армию.

Еще будучи кадетом, молодой человек проникся идеями османских национал-либералов (младотурок), увлеченных вульгаризированной версией материализма. Они считали, что проблемы Османской империи были в излишней приверженности Исламу и отсутствии демократических прав и свобод. Младотурки полагали, что стоит надеть европейский костюм и шляпу, начать целовать ручки дамам и закручивать усы, тотчас все изменится и начнется национальное возрождение и возвращение в «цивилизованную семью народов».

Мустафа Кемаль воевал на фронтах итало-турецкой (1911-1912), 2-й Балканской (1913) и Первой мировой (1914-1918) войн. В 1916 получил чин генерала и титул паши. В 1919 году возглавил национально-освободительное движение в Анатолии. В 1920 году был заключен крайне жесткий для Османской империи Севрский договор. В этот исторический момент и вышел на арену Мустафа Кемаль, который, пользуясь своим авторитетом, подмял под себя стихийно возникшие местные советы и поддержал влиятельных исламистов. В то же время заручился поддержкой большевиков.  29 октября 1923 года была провозглашена республика с Кемалем во главе. Султанат и халифат были упразднены. Покончив с халифатом, Кемаль начал революционные преобразования, планируя опустить религию на самое дно, сделав ее прибежищем черни и простолюдинов. Для всех остальных – западный (в понимании Кемаля и его соратников) образ жизни, наука вместо религии, и турецкий национализм вместо Ислама и османизма. В стране проводятся реформы, призванные закрепить и сделать необратимым переход Турции в «цивилизованную семью народов».

Запрещается феска, традиционный головной убор, популярный среди османских ученых, военных, политиков и общественных деятелей. Сам Ататюрк, как это видно на ранних фото, носил феску, и это ему ничуть не мешало быть прогрессивным и цивилизованным. Нежелающих снимать фески и носить шляпы казнили…

Был отменен свод законов, основанных на Шариате, на их место окончательно приходит светское право. Турция перешла на григорианский календарь.

Вводится новый алфавит, основанный на латинице. Османский язык перестал существовать, уступив место новому турецкому языку. Привычные народу слова заменились лингвистическим новоделом или заимствованиями из других тюркских языков. Так внуки потеряли связь со своими дедами, и сейчас редкий турок сумеет прочитать надгробия, сделанные в османский период, а чтение османских текстов вообще требует долгих лет обучения.

Интеллектуальное наследие нации, накопленное веками, оказалось никому не нужным хламом, пылящимся в музеях и архивах.

Говорят, что у Кемаля не было выбора, ведь не проведи он реформ, то и Турции бы не было. Халифат устарел, нужно было заимствовать образ жизни Запада, чтобы выжить.

В 1834 году при введении фамилий от Великого национального собрания Турции Мустафа Кемаль получил фамилию Ататюрк (отец турок). До этого в стране фамилий не было. При рождении мальчик получил только имя – Мустафа. Имя Кемаль ему было дано в школе за хорошую учебу.

Юсуф Акчура

Одним из интересных эпизодов на выставке стал блок материалов, связанных с уроженцем  Симбирска Юсуфом Акчуриным (1876-1935) – видным татарским и турецким общественным и политическим деятелем. Именно он в 1920-е годы являлся главным идеологом становления светской Турецкой республики и европеизации традиционного турецкого общества, будучи советником президента Мустафы Кемаля по вопросам культуры и политики. Юсуф Акчура был и остается ключевой фигурой в истории культурных, общественных и научных взаимосвязей двух родственных народов, доминирующих в тюркском мире, – татарского и турецкого. 

Однако у нас в стране рядовые читатели – в отличие от тюркологов (историков и литературоведов), изучающих Турцию – знают о нем очень мало из-за идеологических препон XX века. 

Юсуф Акчура родился в 1876 году в Симбирске в семье одного из богатейших и влиятельнейших российских текстильных промышленников Хасана Акчурина. Он жил в доме на углу современных улиц Ленина и Железной дивизии, где сейчас администрация заповедника «Родина В.И.Ленина». После смерти отца мать с сыном переехали в Ставрополь, а затем в 1883 году в Стамбул. Юсуф учился в лицее, затем в военной школе, где принял активное участие в младотурецком движении. За участие в заговоре, готовившем свержение султана, его приговорили к смертной казни, но эта мера была заменена пожизненной ссылкой в Триполи. Через два года ссыльный бежал в Тунис, оттуда добрался до Парижа и стал продолжать образование в Сорбонском университете и Школе вольных политических наук.  Здесь Акчура слушал лекции великих историков, социологов, философов. В 1904 году молодой человек вернулся на родину, какое-то время провел в родовом имении в Старом Тимошкино, затем преподавал историю в казанском медресе, активно участвовал в общественной жизни предреволюционной и революционной России, был редактором газеты «Казанский вестник», стал одним из организаторов и руководителей либерально-демократической партии «Союз мусульман». Эта партия в 1905 году выдвинула его кандидатом в депутаты Первой Государственной Думы. Но в начале 1906 года Акчура был арестован, а после освобождения решил эмигрировать в Турцию. Воспитанный в Турции и выработавший основы мировоззрения в Европе, Акчура плохо понимал Россию. Его целью был прогресс российских тюрок, но после 1907 года он разочаровался в позитивной роли России. Демократия была священным лозунгом и символом веры для Акчуры, он искал ее всюду, и нашел даже в процессе избрания древних тюркских ханов, но совсем не находил в российской истории. 

В октябре 1908 года Юсуф Акчура приехал в Стамбул и снова включился в общественную жизнь Турции. В 1916 году  в Швейцарии он встречался с Лениным и обсуждал с ним национальный вопрос в России. В 1918–1919 годах Акчура последний раз побывал в России как представитель турецкого Красного Креста и не принимал участия в политической деятельности. 

В Турции Акчура стал профессором Стамбульского и Анкарского университетов, в 1931 году возглавил Турецкое историческое общество.

Еще в период борьбы Турции за независимость (1918-1923) Акчура примкнул к сторонникам кемалистского движения, вступил в партию Мустафы Кемаля. В 1923 году был избран депутатом Великого национального собрания Турции. Президент страны Мустафа Кемаль Ататюрк назначил его своим советником по вопросам культуры и политики, постоянно с ним встречался. Кстати, сохранились фотографии, на которых Юсуф Акчура запечатлен вместе с первым президентом Турции. 

Юсуф Акчура был известен в Турции как поборник культурного и духовного единения тюркских народов. Одна из улиц Стамбула названа его именем.

Написать автору

Отправить сообщение