After falling in replica handbags love with Beatrice,gucci replica handbag Pierre immediately worked hard. In 2009, after dropping out of college, he took over a hermes replica handbags construction company founded handbag replica by his father and became a replica handbags major shareholder. Later he became the vice president of the Monaco Yacht Club. Personally, it has reached 50 million US dollars.
Вера Петрова, 24 January 2019 Культура
С куклой по жизни
Написать автору

В Музее-усадьбе городского быта (улица Ленина, 90) открыта выставка «Дочки-матери». До 5 апреля здесь можно увидеть любимые игрушки всех девочек – куклы. Выставлены куклы, изготовленные в СССР и за рубежом в разные годы. Они имеют аутентичную или воссозданную одежду. Экспонаты для выставки предоставлены ульяновским коллекционером кукол Анной Озяковой.

Фабрики и промыслы

Впервые в продаже куклы появились в XVIII веке. Но они предназначались не для детских игр, а для забавы взрослых дам. Куклы были большого размера, красивые, делались из дорогих материалов и стоили поэтому больших денег. Специальные портнихи шили им модные наряды. Куклы служили украшением дамских салонов. В XIX веке получили распространение фарфоровые куклы, изображавшие  дам, с их помощью юных девиц учили, как вести себя в обществе в разных ситуациях. Только в конце XIX века появились куклы  в виде детей и предназначавшиеся для детских игр. В основном фабрики по производству кукол располагались во Франции и в Германии. 

В России вплоть до Октябрьской революции 1917 года была более распространена народная кустарная игрушка, а не промышленная. Основными материалами для создания кукол были глина, дерево, текстиль. В то же время, российские фарфоровые куклы существовали и не уступали европейским по качеству, они славились не только красотой, но и долговечностью. Куклы с фарфоровыми головками были доступны лишь для самых обеспеченных слоев населения.

С конца XIX века до революции в России существовал кукольный Императорский завод (фабрика «Журавлевъ и Кочешковъ»), который выпускал фарфоровых кукол, одетых в роскошные ткани, кружево, шерсть, обутых в кожаную обувь. После 1917 года старинных русских фарфоровых кукол сохранилось крайне мало. Склады Императорского завода были уничтожены в 30-е годы как «ненужная роскошь». Сегодня некоторые экземпляры русских дореволюционных фарфоровых кукол в хорошем состоянии можно встретить на аукционах по цене около трех тысяч долларов.

Известны куклы фабрики «Дунаев» (деревни Митино, Хотьково Московской губернии, 1876–1937). Этот завод прославился  куклами и кукольными головками, модели которых разрабатывались совместно со знаменитым московским художником игрушек Николаем Бартрамом или были скопированы у известной зарубежной фирмы. Здесь изготавливали фарфоровые головки даже для европейских кукол. Оригинальные русские антикварные куклы фабрик Шраера/Фингергута и Журавлева/Кочешкова крайне редко, но встречаются в музеях и в частных коллекциях, а вот кукла Дунаевской фабрики с фарфоровой головой и фирменным клеймом — огромная редкость, сохранились в основном лишь те, что были вывезены за рубеж.

Куклы изготавливались также на мануфактурах Гудкова и Федосеева. Даже крупнейший промышленник Савва Мамонтов занимался изготовлением кукол – именно на его фабриках была выпущена известная коллекция 30-сантиметровых кукол в этнических костюмах российских губерний. Среди них была и кукла в одежде, какую носили в Симбирской губернии.

Сергиево-Посадские игрушки второй половины XIX века вырублены топориком из дерева, расписаны вручную. Среди них интересны так называемые куклы-ведучки в виде женщины, ведущей ребенка за ручку.

Революция и Гражданская война не способствовали процессу развития производства игрушек, однако огромная потребность в них была очевидна, поэтому уже в 20-е и 30-е годы правительством стали приниматься меры по объединению кустарей в артели и массовому выпуску игрушек. Кукольная мастерская в Сергиевом Посаде была переименована в артель имени Красной Армии. Стране стали нужны новые, «политически правильные» игрушки. Старые западные образцы для нашей страны стали неприемлемы. В основном игрушки  разрабатывались кустарями, хотя художники и педагоги иногда также принимали участие. Кукла отражает время, в которое  появилась, и куклы тех времен своеобразны, как советские лозунги и фильмы. Советские куклы в основном делались из дешевого сырья: в ход шли отходы бумаги, фанера, жесть, вата. 

В военные 1941-45 годы часть предприятий по выпуску игрушек оказались на оккупированной территории и были разрушены, другие были переориентированы на выпуск продукции для фронта. Однако даже в военное время уделялось внимание выпуску игрушек. Именно тогда, например, появилась Кировская фабрика игрушек «Весна», работающая и сегодня. В те времена при производстве кукол широко использовался такой дешевый материал, как папье-маше. 

Простота и лаконичность характерны и для кукол послевоенного времени, 50-60-х годов. В то время появились куклы из целлулоида и полиэтилена. Они не боялись влаги, были гигиеничны (их можно было мыть), не бились и были достаточно крепкими. В 1970-е годы произошло значительное расширение ассортимента, так как появились новые синтетические материалы. Куклы выпускались от простейших до озвученных, говорящих, с открывающимися глазами и даже шагающих.

Начали появляться куклы из поливинилхлоридных масс (ПВХ), изготавливали и резиновых кукол разных размеров, самые любимые из них были, пожалуй, куклы-голыши. Из резины же изготавливали и отдельные детали для кукол. Парики для кукол стали изготавливать из капронового волокна, и теперь волосы кукол можно было мыть, делать им прически. В 80-х годах советские фабрики выпускали в основном пластмассовых кукол, часто с резиновыми руками и головой, с капроновыми волосами, закрывающимися глазами, многие - с голосовым механизмом. Советские куклы не копируют образ человека досконально, а передают лишь общие черты. Отечественные педагоги считают это важным для формирования личности ребенка.

К началу 90-х годов ассортимент кукол в магазинах был неширок, их производство застопорилось. Сегодня фабрики работают,  экспериментируют с новыми образами.

Плангонология

Словом «плангонология» называется коллекционирование кукол. Многим коллекционерам в нашей стране интересны именно отечественные куклы, как дореволюционных, так и советских времен, и интерес к ним в последние годы возрождается. Людей, собирающих коллекции кукол, в мире очень много. Они общаются между собой на сайтах и форумах в Сети. Как говорят, самый известный коллекционер кукол в нашей стране – мужчина. Его зовут Сергей Романов, он москвич. Есть коллекционеры и в нашем городе.

В Музее-усадьбе городского быта выставлены экземпляры из коллекции жительницы Ульяновска Анны Озяковой. В витринах находится 181 предмет. Есть куклы из Франции, Германии, США, но в основном отечественные, изготовленные во времена СССР.  Среди них есть и те, которыми Анна сама играла в детстве. Они сохранились с той далекой поры.  

Анна рассказала, как родители научили ее бережно относиться к игрушкам. Однажды девочка была не в духе и разбросала всех своих кукол и мишек, а родители собрали их и вынесли из квартиры. Девочке сказали, что ее игрушки ушли от нее, потому что она их не бережет. Чтобы их вернуть, надо написать им письмо и пообещать, что будет впредь хорошо к ним относиться. Так и пришлось сделать. После этого раздался звонок, и за дверью оказались ее игрушки. Видимо, в розыгрыше помогла соседка.

Анна Озякова работает воспитательницей в детском саду, так что в круг ее общения входит много детей. В поле зрения попадают старые поломанные куклы. Она научилась приводить их в порядок, отмывать, отчищать. Иногда приходится шить новую одежду, но коллекционерами наиболее ценятся те экспонаты, которые сохранили свой первоначальный облик.

Анна рассказывает, что многие куклы из ее коллекции были найдены буквально на помойке. Но посмотрев на них сейчас в витрине, не подумаешь, что у них была такая трудная судьба. Анна атрибутирует экземпляры своей коллекции, устанавливает производителей и время производства. Она знает, какие куклы и какие серии производились на разных фабриках. Одна и та же модель могла выпускаться разными предприятиями, отличия – в нюансах. Анна старается сохранить первоначальный облик куклы, если это возможно. Но это возможно далеко не всегда. У нее в доме целый стеллаж занят куклами. Везде разбросаны детали, кукольные головы, ножки, ручки. Некоторые отмокают в ванне. Хорошо, что члены семьи относятся с пониманием к ее увлечению и не сетуют. 

Написать автору

Отправить сообщение