Вера Петрова, 6 November 2018 Культура
В конце жизни рисовал картины
Написать автору

4 ноября исполнилось 110 лет со дня рождения Николая Козырина, автора произведений наивной живописи.

Родился Николай Иванович в селе Ерлыково Уфимской губернии в большой крестьянской семье. Он был шестнадцатым ребенком. После революции судьба семьи сложилась трагически, отец был раскулачен, братья подверглись репрессиям.  

Тяга к рисованию у него проявилась рано. Сначала мальчик прутиком на земле рисовал, затем набрал в горах цветных камешков и стал ими «пачкать» заборы и стены.  Когда ему было пять лет, брат подарил цветные карандаши. 

До войны Николай Иванович окончил молочный техникум и работал технологом на Урале, в Средней Азии, Башкирии. Женился, родилось пятеро детей. Во время войны воевал в пехоте, был тяжело ранен. В послевоенные годы 2О лет, до самой пенсии, работал виноделом в Мелекессе (ныне  Димитровград).

К детской мечте Николай Иванович вернулся в 80 лет, когда уже не было сил выходить из дома. На здоровье сказались тяжелые прожитые годы, война.  Сначала карандашом копировал снимки из газет, потом по памяти нарисовал портрет однополчанина. А чуть позже появились воспоминания в красках. Произведения выполнены спокойно, статично. Они живут как бы вне времени. Его воспоминания всегда светлые.

Образы рождались во время бессонницы. Потом Николай Иванович неторопливо трудился, покрывая чистым цветом поверхность картины. И возникали небо, земля, вода… Работал Николай Иванович масляными красками на фанере, оргалите, реже – на холсте. Холст готовил по всем правилам. Заботился и о рамочках, и о цвете багета. 

Николай Иванович очень сожалел, что поздно взялся за кисть. И то, что его называют «наивным», «примитивным», ему очень не нравилось. Сам-то он считал себя художником-реалистом. Реальность созданного им мира похожа на сны наяву. Его пейзажи - словно волшебные декорации, то наполнены светом, то погружены в тихую печаль.  Постоянно в них только одно – уравновешенность, часто симметричность композиции, где  нет ничего лишнего и случайного. Встает и заходит солнце, таинственно мерцает луна, изумрудные сосны и золотые березы тянутся к голубым небесам, на словно расчесанных лугах пасутся грустные коровы и лошади, на зеленых холмах стоят уютные дома.  Пейзаж был, пожалуй, самым любимым жанром для Николая Ивановича. 

Декоративность, присущая всему творчеству Николая Козырина, особенно ярко проявляется в натюрмортах. Они очень яркие, пространство всегда переполнено. На темном фоне горят желтые, красные, зеленые яблоки, груши, гигантские тыквы («Натюрморт с грушами», «Натюрморт с тыквой», «Цветы»). Очень изысканно смотрятся природные оттенки грибов, огонек свечи и золото молодого вина («Натюрморт с графином», «Натюрморт с грибами»). Чистые цвета создают эффект праздничной мозаики.

Портреты, сделанные с фотоснимков, отличаются цветовой сдержанностью.  Так, по сохранившейся фотографии он написал «Портрет отца», лаконичный и выразительный. 

Николай Иванович сделал очень много изображений котов и кошек, почти очеловеченных. Зрителя завораживают желтые глаза на «Портрете кота». Этот портрет вошел в каталог Международной выставки «Инсита-94» в Братиславе.

Судьба подарила Николаю Ивановичу семь лет творчества. Лучшие его работы хранятся в Ульяновском музее народного творчества.

Первой выставкой, в которой участвовали творения Козырина, была выставка самодеятельных художников в Димитровграде в 1988 году. В 1993-м Козырин участвовал в выставке «Наивное искусство России (Москва, 1993). Уже после смерти художника состоялась его персональная выставка в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве в 1999 году. В 1995 году вслед за  любимой женой он тихо ушел из жизни.

В 2008 году, к 100-летию со дня рождения художника, прошли персональные выставки Николая  Козырина в Музее наивного искусства (Москва) и в Музее народного творчества в Ульяновске.

По материалам сайтов Ульяновского музея народного творчества и Музея наивного искусства (Москва).

 

Написать автору

Отправить сообщение