Анна Школьная, 17 October 2018 Культура
ДЖАЗ В ГРОЗУ
Написать автору

Режиссер из Санкт-Петербурга Георгий Цнобиладзе открыл новые театральные пространства для ульяновских зрителей. 6 и 7 октября в Ульяновском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Весенняя гроза» Теннесси Уильямса. 

Современным спектаклям тесно в границах классической сценической коробки. Действие то и дело выплескивается в зрительный зал, актеры упорно ломают «четвертую стену», внезапно возникают среди сидящих в зале зрителей или вообще меняются с ними местами, обживая партер, ложи и предлагая публике расположиться на подмостках. Режиссер «Весенней грозы» Георгий Цнобиладзе предложил сделать следующий шаг: премьеру сыграли в пространствах, ранее скрытых от зрителей. Новый спектакль стал еще и экскурсией в закулисье. 

Девушка из хорошей семьи Хевенли Критчфилд (Мария Прыскина) влюблена в простого парня, одержимого идеей освоения диких земель. Сбежать с Диком Майлсом (Алексей Гущин) на Большую реку для нее означает обмануть ожидания родных – и предать свои собственные мечты о будущем. Помочь ей воплотить их может другой юноша – отпрыск богатых родителей Артур Шеннон (Николай Авдеев) – но на его чувства Хевенли не отвечает взаимностью. Забыть школьную любовь Артур пытается с Гертой Нилсон (Татьяна Денисенко) – библиотекарем, местной «феей сказок по вторникам, четвергам и субботам» – и, сам того не желая, становится для нее последней надеждой на спасение от одиночества. Чувства молодых героев просты и понятны, но в пьесе столь же юного драматурга – Теннесси Уильямс написал «Весеннюю грозу» в 26 лет – обретают особую искренность и остроту. Несмотря на опыт, которым может поделиться старшее поколение героев, молодые должны самостоятельно найти путь на вершину, а родители вынуждены наблюдать и предпринимать тщетные попытки вмешаться.

Второе действие в доме Критчфилдов идет в фойе первого этажа – герои пьесы Уильямса назвали бы его ground floor, «этаж на земле». Земельные владения для южан благородных кровей, к которым можно отнести семью Хевенли, – ценность высшего порядка. Стремление твердо стоять на земле – добродетель, которую мама Критчфилд (заслуженная артистка России Елена Шубенкина) всеми силами пытается привить своей дочери. Зрители в течение второго акта сидят в семейной гостиной, получая возможность в мельчайших деталях рассмотреть «мир под горой» с его земными радостями и приземленными устремлениями. 

Несмотря на упреки в самых страшных грехах, которыми Хевенли щедро осыпает мать, Эсмеральда Критчфилд не становится ни водевильной интриганкой, ни комедийной злодейкой. Трогательно забавные попытки сохранить лицо, домашние спектакли с вымаливанием прощения у портрета Полковника скрывают не природное лицемерие, а самозабвенное стремление удержать дочь от ошибок. И, возможно, попытку снова удостовериться, что сама она много лет назад не совершила их же и сделала верный выбор. Союзниками Хевенли в спорах с матерью выступают флегматичный отец Оливер Критчфилд (заслуженный артист России Михаил Петров) и его сестра – эксцентричная старая дева тетя Лайла (заслуженный работник культуры Ульяновской области Фарида Каримова).

В третьем действии зрителей приглашают на чашечку кофе в театральный буфет. Там, на сияющей огоньками импровизированной сцене, публику ждет знакомый джазовый квартет и Агнес Пибоди у микрофона (Надежда Иванова). Давая гостям возможность перевести дух, они исполняют несколько зажигательных мелодий, плавно вводя в атмосферу городского праздника у одной из зажиточных семей. Герои находятся тут же, и зрители вскоре становятся свидетелями шумного скандала с потасовкой, особый шарм которой придает деятельное участие джазового ансамбля. Отдельной радостью для присутствующих становится знакомство с Генри Адамсом: эта эпизодическая роль раскрывает комедийное обаяние артиста Артема Трохинова и соперничает за зрительскую любовь с центральными персонажами. 

Четвертое действие разворачивается в обычно закрытом для зрителей помещении – административной части театра на третьем этаже. Офисное пространство с белыми стенами и стеклянными перегородками становится городской библиотекой – местом, которое Герта Нилсон ненавидит всеми силами души и в котором, однако, спасается от недружелюбного мира. В этом прибежище странных личностей в полную силу разворачивается драма чувств между Священником Хукером (Денис Бухалов) и старой девой Агнес Пибоди. Паства Хукера, кажется, – сплошь одинокие полусумасшедшие женщины, которым слово Божье нужно куда меньше простого человеческого сострадания и ощущения мужского плеча, и заложник сана утешает их, – больше, чем близкий друг, но все-таки не спутник жизни. Агнес в исполнении Надежды Ивановой могла бы стать героиней немого кино – Чарли Чаплин в юбке, смешной и одновременно страдающий непонарошку. 

Трагическая развязка свершается в гостиной Критчфилдов, куда возвращаются актеры в пятом действии. Сбывается и страшное желание Герты – погибнуть в грозу – и главный страх Хевенли – остаться в одиночестве на крыльце своего дома. Грозовые ливни, которые щедро поливали маленький южноамериканский городок, сменяет тихий снег. Он мягко ложится на черные раскрытые зонтики в руках героев, и только Хевенли подставляет холодным снежинкам лицо. Первая серьезная утрата словно лишает ее будущего: впереди - только холод, ожидание и увядание. Старшие уверены, что вся жизнь впереди, но – все ли они оправились от той самой страшной первой грозы своей юности?.. 

 

 

Написать автору

Отправить сообщение