Ян Гуров, 7 October 2018 Экономика
Маршрутная революция
Написать автору

Администрация города представила четвертую часть транспортной схемы Ульяновска, которую разработало ГУП «МосгортрансНИИпроект». На этот раз речь идет о новой сети автобусов. Тут изменения, судя по всему, грядут революционные: по крайней мере, заявлено, что центр города избавят от маршруток.
Все произошло «самопроизвольно»
В этой части интересны не только планы, но и анализ ситуации в сфере перевозок по автобусным маршрутам. Власти раскрывают причины засилья маршруток в Ульяновске, но при этом стараются сложить с себя ответственность.
Так, поясняется, что в период с 2003-го по 2006 год был остановлен ряд крупных муниципальных автотранспортных предприятий. В связи с этим «вынужденно» началось  формирование маршрутной сети коммерческого транспорта, город оказался насыщен различными автобусными маршрутами, при этом не учитывались распределение транспортных и пассажирских потоков и коэффициент дублирования маршрутной сети.
«К 2007 году количество маршрутов достигло 200. Все они, несмотря на то, что сильно накладывались друг на друга, создали дисбаланс на рынке перевозок, вытесняя автобусы большой вместимости и электрический транспорт, говорится на специализированном транспортном сайте администрации города.
При этом подчеркивается, что такие проблемы характерны для всей страны.
В итоге значительная доля рынка была захвачена коммерческими перевозчиками, борьба за пассажира между ними стала причиной сокращения интервалов движения автобусов, а затем и выбора автобусов малой вместимости. Сейчас в городе, отмечает администрация, 77 автобусных маршрутов, из которых 12 – сезонные.
При этом маршруты постоянно закрываются – так, за два последних года были отменены № 2, 39, 98, пишет администрация, отмечая, что произошло это «самопроизвольно». Вся ситуация на рынке вообще описывается так, как будто в городе вдруг не оказалось власти, а во всем виноваты коммерсанты.
«На сегодняшний день  ряд маршрутов:  № 3, 6, 12, 15, 31, 37, 59, 61, 66, 69, 72, 73, 75, 81, 84, 87, 88, 91, 99, 100, - находятся в тяжелом финансовом положении, что в ближайшей перспективе приведет к прекращению их работы по причине не способности конкурировать в маршрутной сети города», – также добавили в администрации.
Все поедут с пересадками?
ГУП «МосгортрансНИИпроект» предложило городу программу оптимизации маршрутной сети коммерческого транспорта. Она, по мнению создателей новой транспортной сети, повысит эффективность логистической системы, уменьшит коэффициент дублирования маршрутной сети, а также снизит издержки транспортных предприятий. Сейчас, как заявили московские исследователи, коэффициент дублирования маршрутов в Ульяновске равен 4,3 при нормативном показателе 1,2-1,4.
Новая маршрутная сеть, подчеркивают в администрации, обеспечит охват всех населенных пунктов города, объединит «в единое целое всех участников перевозочного процесса с минимальным стыковочным временем», а также будет преемственной по отношению к нынешней транспортной схеме.
Так, на направлениях, по которым ездит большинство пассажиров, основным транспортом становится, если это возможно, трамвай (об этом мы писали в предыдущем номере), которому будут помогать автобусы. При этом в проекте есть одна фраза, которая должна напрячь жителей города: чтобы попасть в любую точку города, пассажир по нормативам должен использовать не более двух пересадок. То есть, вполне возможно, в новой транспортной схеме пересадки станут нормой – не только в транспортно-пересадочных узлах, но и на внутригородских автобусных маршрутах. Возможно, с автобусными маршрутами также будет работать система бесплатных пересадок – ясности пока нет.
Предусматриваются также переходные этапы для достижения окончательной версии маршрутной сети – то есть кардинальные изменения не произойдут в одночасье. Текущие обязательства администрации перед перевозчиками будут выполнены – с ними, напомним, заключены контракты.
Маршрутки - на выход
Приоритетным станет электротранспорт. И самое важное здесь: отказ от маломестного транспорта – то есть всех «ГАЗелей», «Фордов» и других микроавтобусов – в «исторической центральной части города». Речь идет, однако, только об улицах Железной дивизии и Ленина, как указывает администрация. То есть там, где ходит трамвай, маршрутки постараются убрать.
Вопросов пока остается много: значит ли это, что все маршруты перенаправят на улицы Гончарова и Минаева, и так загруженные? Значит ли это, что и в других местах, где есть трамвайные и троллейбусные линии, автобусные маршруты исчезнут? Достаточно ли возможностей у «Ульяновскэлектротранса» для обеспечения транспортной доступности в городе?
Одно ясно: с маршрутками, которые так часто вызывают раздражение жителей и гостей города, попытаются разобраться. Очевидно, что многие маршруты будут в принципе отменены, а другие – пересмотрены. По итогам работ, как предполагают разработчики, значение коэффициента дублирования снизится до 2,3. Это также указывает на то, что ставка будет сделана на более вместительный вид транспорта. Однако ясно, что сразу найти автобусы на замену маршруткам не удастся, а ПАТП-1 находится в таком плачевном состоянии, что просто физически не справится с городскими маршрутами. Долгое время, судя по всему, нам придется еще пользоваться старыми микроавтобусами.
К проекту приложена новая транспортная схема города, но она, к сожалению, пока мало что дает для понимания.
Работа по оптимизации маршрутной сети города начнется с 2019 года. Откровенно говоря, пока не ясно, приведет ли все это к значительным улучшениям ситуации, и если да, то насколько быстро. Однако позитивные изменения, кажется, все-таки могут быть.

Написать автору

Отправить сообщение