Андрей Чернов, 10 April 2018 Экономика
Следующая остановка – интермодальность?
Написать автору

Приживется ли в Ульяновске предлагаемая москвичами новая система общественного транспорта и к чему может привести отмена существующих маршрутов коммерческих перевозчиков?

  Недавнее повышение стоимости проезда в городском общественном транспорте вновь оживило дискуссию о будущем сферы пассажирских перевозок в Ульяновске и ситуации с организацией дорожного движения в целом. То, что ситуация на ульяновских дорогах осложняется и требует модернизации – очевидно. Однако власти и транспортники расходятся в оценках причин и способов решения проблемы.

  В конце февраля в рамках проведения II экономического форума «Пять инициатив – региональные практики экономического прорыва» прошло заседание «круглого стола», посвященного развитию транспортной модели Ульяновска. Участникам мероприятия была представлена некая статическая модель транспортной системы города, разработанная столичным ГУП «МосгортрансНИИпроект». Одна из ключевых ее идей – внедрение так называемого принципа интермодальности в движение пассажирского транспорта с повременной оплатой проезда. Суть в том, что человек, чтобы добраться до точки назначения, должен совершить одну или несколько пересадок и при этом успеть это сделать за отведенное тарифом время, иначе возникает необходимость платить за каждую поездку в отдельности. Внедрение схемы предусматривает ликвидацию ныне существующих маршрутов и построение новой транспортной схемы.

  В Москве идеи ГУПа внедряются с 2015 года, но насколько реализуемы они в Ульяновске, где, как известно, нет метро, а финансово-экономические возможности на порядок скромнее? И главное – готовы ли к этому горожане, для которых, собственно, все и затевается?

  Как рассказали в объединении коммерческих перевозчиков «Транспортный альянс», по результатам проведенного в конце 2016 года опроса пассажиров выяснилось, что большинство горожан – за совершенствование системы общественного пассажирского транспорта без утраты достигнутого. Главным достоинством сложившейся маршрутной сети, по мнению подавляющего большинства опрошенных, является ее шаговая доступность от мест проживания, работы, учебы и отдыха (не более 200 метров от остановочных пунктов). Пассажиры не поддержали необходимость больших изменений существующих (сложившихся) маршрутов.

  Негативная практика игнорирования мнения населения в столь социально значимой сфере находит свое отражение в других регионах. В начале года жители Екатеринбурга жестко отреагировали на изменения транспортной системы города, выразившиеся в отмене 113 маршрутов и введении элементов интермодальности. По их мнению, нарушается сложившийся за многие годы баланс интересов пассажиров и перевозчиков. По инициативе жителей столицы Урала в России предлагают запретить местным властям отменять маршруты общественного транспорта без согласования со специальной комиссией или одобрения жителей. Соответствующие поправки в законодательство разработали в Общероссийском объединении пассажиров. Депутат Госдумы Наталья Кувшинова поддержала предложение общественников и отметила, что законопроект может быть внесен в нижнюю палату парламента после изучения экспертным сообществом.

  Сомнительными выглядят и планы по внедрению безналичной оплаты проезда, поскольку не имеют своих аппаратно-программных, технологических, организационных и даже юридических решений, и, как опять же показала практика других регионов (Рязань, Ярославль, Екатеринбург, Волгоград, Липецк), могут лишь разрушить сложившийся порядок работы и внести хаос. Пока идет выработка правильной, оптимальной траектории внедрения безналичной системы оплаты проезда на основе транспортных карт, валидаторов, уровень методических ошибок, повышенных затрат, потерь, социальных издержек очень высок.

  По мнению работников отрасли, подходы к решению транспортных проблем требуют смены приоритетов. Постоянное увеличение числа личных автомобилей, с одной стороны, и повсеместное строительство (реконструкция) крупных объектов недвижимости без адекватных решений транспортных проблем, с другой, приводят к перенасыщению дорог. Отсюда пробки, постоянные аварии и недовольство водителей, пассажиров и пешеходов.

  В сложившихся условиях задача модернизации маршрутной сети на основе новой транспортной модели не позволит существенно повысить эффективность перевозок общественным пассажирским транспортом. Напротив, есть риск еще более усугубить положение. Отмена существующих маршрутов может вызвать транспортный коллапс в городе. Кроме того, наличие пересадок вызовет у пассажиров дискомфорт и станет дополнительной причиной отказа от общественного транспорта в пользу личного автомобиля. 

  Достижению оптимального соотношения между личным и общественным транспортом, считают специалисты, должно способствовать совершенствование дорожной инфраструктуры, повышение ее эффективности, а именно: строительство многоуровневых развязок, мостовых переходов через Свиягу; прокладка улиц-дублеров; выделение земельных участков для создания приемных и разгрузочных площадок на подъезде к центру; строительство подземных и высотных парковок; расширение отдельных участков дорог и улиц и др. Что и где нужно делать, давно понятно самим горожанам, существуют рекомендации прошлых исследований, которые до сих пор не реализованы. Для чего привлекать иногородних экспертов и тратить 30 миллионов рублей (есть сведения, что именно в такую сумму обойдется Ульяновску работа ГУП «МосгортрансНИИпроект») из бюджета на очередную презентацию, которая так и останется на бумаге?

  Это не означает, однако, что нужно оставить все, как есть, и ничего не делать. Очевидна необходимость изменения маршрутной сети в сторону ее расширения и продления в новые микрорайоны города с учетом объема перевозки пассажиров и готовности транспортной инфраструктуры, которая зачастую отстает от потребности. При этом расширяющиеся и продленные маршруты должны гармонично интегрироваться в существующую маршрутную сеть, не дублировать уже имеющиеся рейсы.

  Уместно вспомнить слова президента, сказанные им на госсовете, о путях решения стоящих перед общественным транспортом проблем. Он указал на необходимость менять градостроительную политику с целью увязки ее с интересами общественного транспорта, а также поручил разработать финансовые механизмы, в нашем случае государственно–частного партнерства, направленные на обеспечение обновления и совершенствования всего автотранспортного парка. На этом пути действительно просматривается успех, а не в наукообразной терминологии.

Написать автору

Отправить сообщение