Ян Гуров, 4 April 2018 Экономика
Маршрутки те же, а цены - выше
Написать автору

С 10 апреля стоимость в ульяновских маршрутках снова повысится: на этот раз - до 20 рублей днем и до 24 рублей в ночное время. Увеличится цена проезда по городу и в автобусах средней и большой вместимости – до 19 рублей за поездку, а также стоимость межрайонных маршрутов.

Сейчас в Ульяновске еще можно проехать за 18 рублей – до этой суммы цены подняли в марте 2015 года. В этот раз о повышении стоимости говорили не очень активно, перевозчики не выступали на этот счет в СМИ, но договоренность с властями, видимо, была давно – заключалась она, скорее всего, в том, что цены повысят после выборов.

В приказе министерства развития конкуренции и экономики, опубликованном 29 марта, говорится, что перевозчики смогут сами снижать стоимость проезда, например, в дневные часы или вечерние. Председатель объединения «Транспортный альянс» Виктор Сидоренко считает, что понижение тарифа в межпиковый период сохранится – сейчас многие маршрутки возят людей с 9.00 до 15.00 за 15 рублей. Таким образом перевозчики борются за студентов и пенсионеров.

В час пик бороться перевозчикам ни за что не нужно – каждая маршрутка по-прежнему набивается под завязку, будет набиваться и при повышенном тарифе. И вот интересно – там, где речь идет о конкурентной борьбе (время с 9.00 до 15.00), перевозчики готовы возить людей за меньший тариф. То есть ресурсы для этого есть – прибыль позволяет? А там, где можно заниматься перевозкой с максимальной стоимостью, не боясь потерять клиентов, никакое понижение тарифов уже, разумеется, не нужно.

Тем не менее перевозчики по-прежнему утверждают, что работают едва ли не в убыток. Так, по словам Сидоренко, мониторинг структуры затрат показал, что по нынешним тарифам перевозчики теряли 30 процентов выручки. Да и тарифом в 20 рублей, судя по всему, они не до конца довольны.

- Билет стоимостью 18 рублей никогда не вытянет затраты на 30 км маршрута. В этих случаях тариф должен быть дифференцирован – он должен приближаться к затратам. Может быть, в ближайшее время введем такие обоснования, чтобы сделать зонированный тариф, в зависимости от протяженности маршрута, – приводят СМИ слова Сидоренко.

Как правильно заметил Сидоренко, за последний год в Ульяновске ликвидировали 12 маршрутов. Ликвидировали их не потому, что они были неудобны жителям. Наоборот – например, №98 мог довезти жителей Киндяковки до Ишеевского кладбища. Просто маршруты оказались нерентабельными, в отличие от менее протяженных, которые ездили за те же 18 рублей. Да и трудно представить, что столько перевозчиков работает в Ульяновске себе в убыток. Нет, этот бизнес живет и не намерен уступать место другим формам организации пассажирских перевозок, хотя об этом мечтают очень многие.

О чем мечтают перевозчики? Сидоренко это тоже раскрыл: о компенсации части затрат из бюджета. Если бы это было, заявляет он, цены остались бы прежними. А тут, говорит он, постоянно растут цены и услуги, которые влияют на себестоимость перевозки пассажиров. В частности, указал он на уровень инфляции и установленный МРОТ, который с 1 мая вырастет аж до 11163 рублей. Предвыборное, кстати, было повышение и очень резкое для многих предпринимателей.

Указывают чиновники и перевозчики и на соседние регионы, где стоимость проезда выше. В Казани, например, - 25 рублей, но разницу в качестве обслуживания, мы уверены, закладывают не эти пять рублей разницы в тарифе. Там была серьезная программа, которая сделала нынешнюю систему пассажирских перевозок очень удобной. В Ульяновске же по-прежнему останутся маршрутки, в которых просто неприятно находиться, и которых не дождешься вечером даже с повышенным тарифом.

Еще один нюанс – повышается стоимость проезда и на межмуниципальных маршрутах. Если раньше цена составляла 2 рубля за один километр, то теперь – 2 рубля 20 копеек. То есть цена билета из Ульяновска в дальние районы области (Барышский и южнее) увеличится примерно на 30 и более рублей. Чувствительное повышение, тем более что уже сейчас для того, чтобы доехать, например, из Старой Кулатки в Ульяновск и вернуться обратно, нужно заплатить тысячу рублей за одного человека.

Чиновники и тут говорят, что эти 20 копеек с одного человека «позволят автотранспортным предприятиям обновить автобусы». Очень сомнительно, потому что последнее время, судя по тому, на чем добираются люди из города в районы области, новых автобусов становится, наоборот, только меньше.

Написать автору

Отправить сообщение